Самодельный "CarbSmart"
(Редакция 09.02.2009 и ver 0.2 прошивки)

Как известно, состав смеси вертолетного ДВС приходится подбирать под конкретные условия (топливо, температура и влажность воздуха, расположение звезд и т.д.). Делают это регулировкой иглы качества смеси карбюратора по субъективным ощущениям от полета, по густоте дыма и по температуре двигателя. При бедной смеси выше мощность, но возможен перегрев мотора, при богатой - двигатель хорошо охлаждается, но "не тянет". Идея поддерживать оптимальное качество смеси автоматически по температуре мотора, видимо, не нова, лично я подсмотрел ее у фирмы CSM, выпускающей прибор CarbSmart. И посетила меня мысль добавить в свой самодельный индикатор температуры-бортсети функции “CarbSmart”-а.

В схему добавил кнопку, потенциометр и разъем для сервомашинки:

Полная схема здесь


Процессор (Atmel ATtiny26) для новой задачи оказался не очень удобным – мало памяти и нет подходящего ШИМ для сервоимпульса, но делать новое железо было лень, так что пришлось оптимизировать код и извращаться программно. Систему настроек сделал по образу и подобию CSM, только пороги температур выбрал на 10С ниже, т.к. датчик DS18B20 измеряет температуру лишь до 125С. Для проверки работоспособности задал порог 28 градусов, погрел датчик пальцем и убедился, что сервомашинка корректно отрабатывает изменение температуры. При максимальной чувствительности диапазон температуры оказался примерно +/- 4 градуса между заданными крайними положениями сервомашинки, как и рассчитывалось. Функции отображения температуры и бортсети оставил в прежнем объеме.

Сервомашинка удачно вписалась в штатное место хвостовой (хвостовую давно перенес под хвост):

Рычаг и тяга – самодельные, наконечники и шарики – стандартные, винты и гайки - М2.

Вечер первого тестового полета выдался холодным и ветреным. Кроме того, я перестраховался с установкой среднего положения иглы - сделал его слишком "богатым". Поэтому, как мой "КарбоУмник" ни старался, он физически не смог полноценно выйти на заданные 100С:

А вот данные второго полета:

Среднее положение иглы изменено в сторону забеднения. Видно, что прибор удерживает температуру около заданных 100С. Поскольку в системе управления отсутствует интегральный контур, ошибка регулирования ненулевая и зависит от режима полета и внешних факторов. Чувствительность была установлена примерно в 70% и ошибка не превышает 6-8 градусов, что согласуется с расчетными показателями. Интересно, что после остановки мотора температура головки сначала несколько повышается из-за прекращения обдува и только потом начинает линейно падать.

По истечении двух недель испытаний:
Личные впечатления весьма положительные. Мотор заводится лучше (мне не вполне понятно почему) - возможно, просто новый двигатель обкатался. Существенно то, что не приходится тратить время на посадку вертолета и регулировку иглы, а также то, что нет опасения перегрева мотора в принципе. Поставил на сервомашинку качалку с бОльшим плечом и вдвое увеличил максимальный к-т усиления контура ОС - точность и диапазон регулировки улучшились
. По возможности поменяю стандартную сервомашинку на мини или микро для снижения веса. В любом случае, прибор получает право на жизнь.

© Вадим Кушнир (aka Vad64)

На главную страницу

Ссылки по теме:

Обзор CSM CarbSmart - интересно посмотреть график температуры при работе фирменного прибора и сравнить с моим.

Руководство пользователя.

После включения - тест светодиодов (загораются по очереди). Вход в режим программирования - нажатая кнопка при включении (опрос во время теста светодиодов) или автоматически при сбое настроек в EEPROM. При входе загораются белый и зеленый светодиоды. Необходимо выставить потенциометром желаемое среднее положение привода и нажать кнопку. Загорятся белый и синий светодиоды - выставить крайнее "богатое" положение иглы и нажать кнопку. Загорятся белый и красный светодиоды - выставить крайнее "бедное" положение и нажать кнопку. Потенциометром выставить желаемую температуру (красный - 120, желтый - 110, зеленый - 100, синий - 90, белый - 80) и нажать кнопку для сохранения настроек (все светодиоды, кроме белого - погаснут). Для выхода из режима - выключить и включить прибор.

После включения устройство дважды отображает точное значение температуры двигателя в градусах Цельсия. Значение температуры:
Синий светодиод - температура ниже нуля.
Красный светодиод - значение температуры выше 100С
Желтый светодиод - количество вспышек соответствует десяткам градусов С
Зеленый светодиод - количество вспышек соответствует единицам градусов С
Например: 2 вспышки желтого и 1 вспышка зеленого = 21С

Далее в течение 5 сек отображается напряжение бортсети и затем прибор начинает показывать температуру (уровни здесь) и управлять качеством смеси. При этом каждые 6 секунд двукратно промигивает бортсеть. Если бортсеть падает ниже заданного порога, то вместе с показаниями температуры постоянно мигает крайний левый светодиод (белый).

В рабочем режиме потенциометр определяет чувствительность прибора. В крайнем правом положении она максимальна - примерно 8 градусов на полный ход сервопривода от самого "бедного" до самого "богатого" положения иглы. Если в рабочем режиме нажать кнопку, прибор однократно проморгает точное значение масимальной зафиксированной за сеанс температуры.

Если после включения мигает красный светодиод - неисправен датчик. В случае, если неисправность датчика возникает при работе - сервопривод устанавливается в среднее положение и индикация температуры прекращается (светодиоды гаснут). Индикация напряжения остается - каждые 6 сек дважды мигает бортсеть.

Hosted by uCoz