Комбинированный оптический/стробоскопический тахометр.
Для измерения скорости вращения винтов в авиамоделях применяют два вида тахометров - оптические и стробоскопические. Оптические тахометры удобны для моделей самолетов - достаточно поднести прибор на расстояние в несколько сантиметров от вращающегося винта и сразу получить скорость вращения винта на цифровом индикаторе. Для вертолетов такой способ не годится - измерять скорость вращения требуется в полете, а приближаться к лопастям ротора слишком опасно. Поэтому для вертолетов, как правило, используют стробоскопические тахометры. Устроены они следующим образом: обтюратор (вращающийся диск или барабан с отверстиями) периодически закрывает и открывает окошко, через которое наблюдают за ротором вертолета. Если скорость вращения обтюратора близка к скорости вращения лопастей ротора, возникает стробоскопический эффект. Наблюдателю кажется, что лопасти медленно вращаются. Чем ближе скорости друг к другу, тем медленнее кажущееся движение. В случае, если скорости равны (или кратны), лопасти кажутся остановившимися. Таким образом, для измерения необходимо, глядя через окошко прибора, добиться визуальной остановки лопастей с помощью органов управления (обычно, двух кнопок).
Мне захотелось изготовить комбинированный тахометр, способный работать как в режиме оптического, так и стробоскопического. И вот что получилось.
В качестве ЖК индикатора был использован имевшийся у меня в наличии LCD-10 от «Телесистемы»
Популярная схема усилителя фотодиода оптического канала позаимствована отсюда: http://www.rcdesign.ru/articles/electronics/tacho (или, скажем, отсюда: http://www.masterkit.ru/images/news/masterkit_511161.gif)
Для обтюратора использован миниатюрный мотор постоянного тока от привода головки неисправного CD проигрывателя. На вал мотора насажен пластиковый барабан с прорезью, вырезанный из катушки от фотопленки. Для измерения скорости вращения обтюратора используется оптопара - светодиод и фототранзистор из старой компьютерной мышки с шариком. Их видно на фото слева и справа от барабана обтюратора. В верхнем правом углу можно заметить фотодиод оптического канала, выведенный наружу через отверстие торцевой панели.
.
Прибор собран на макетной плате в покупном пластиковом корпусе с батарейным отсеком под "Крону". Красные светодиоды внизу - это просто толкатели кнопок.
Режимы работы
1. При включении с двумя нажатыми кнопками прибор входит в режим задания числа лопастей. Желаемое число от 1 до 9 задается с помощью кнопок, а выход из режима - путем выключения и повторного включения прибора.
2. При включении с одной нажатой кнопкой (любой) тахометр запускается в стробоскопическом режиме. При этом на ЖКИ отображается желаемая и реальная скорость вращения обтюратора (реальная скорость была выведена в отладочных целях, но так и осталась). Кнопки служат для подстройки скорости.
3. При включении с отжатыми кнопками прибор начинает работать как оптический тахометр. Если фотодиод не регистрирует изменение светого потока, ЖКИ показывает четыре минуса.
А вот более компактная и симпатичная конструкция Александра:
© Вадим Кушнир (aka Vad64)